Адвокат по взяткам: борьба с коррупцией или война?
Если бы в России строго выполнялись все законы и никто
не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна.
А.И. Герцен
Как адвокат по взяткам, специализирующийся на уголовных делах экономической и коррупционной направленности в Санкт-Петербурге, замечу, что за взятки сейчас сажают не только адвокатов и следователей, но даже олигархов, мэров, губернаторов, прокуроров, а в редких случаях – и судей. Как говорится, процесс пошел.
Что касается известного сорта адвокатов, то взятки стали для них более чем рискованным бизнесом, поэтому в подавляющем большинстве случаев деньги, передаваемые такому адвокату «на взятку следователю и судье», мошенники от адвокатуры просто и тихо присваивают. Впрочем, так было всегда, но раньше этот маленький адвокатский «бизнес» в уголовных делах был куда более безопасным.
Статистика коррупционных преступлений, по данным СКР РФ за 9 месяцев 2014 года, такова: к уголовной ответственности привлечено 2 судьи, 10 прокурорских работников, 7 следователей СКР, 1 следователь госнаркоконтроля, 22 следователя органов МВД и … за мошенничество 40 адвокатов (за 9 месяцев 2015 г. соответственно – 8 судей, 7 прокуроров, 6 следователей СКР, 2 следователя наркоконтроля, 25 следователей органов внутренних дел и 36 адвокатов).
Задачи адвоката по взяткам
Ни один адвокат по уголовным делам в Санкт-Петербурге не будет спорить с тем, что со взятками надо бороться.
Но есть и обратная сторона медали. На актуальной теме борьбы со взятками сотрудник правоохранительных органов может сделать сейчас головокружительную профессиональную карьеру. Опасность для окружающих очевидна: в системе заложены огромные соблазны для отмороженных карьеристов, а значит неизбежны злоупотребления властью, неизбежны фальсификации уголовных дел, и неизбежно будут страдать невинные люди. Добросовестная и высокопрофессиональная защита таких людей – вот лучшее поле деятельности для адвокатов по взяткам.
Оперативный эксперимент или провокация взятки?
Примерно 15 лет назад в МВД стали широко практиковать так называемый «оперативный эксперимент». Сначала он использовался для задержания наркоторговцев, а затем – для борьбы со взятками. Суть его заключается в том, что к объекту оперативного интереса подсылается т.н. «торпеда» — провокатор с пачкой меченых купюр, и своими действиями, просьбами и уговорами склоняет «объекта» к получению взятки. А иногда эту взятку просто подбрасывает, в то время как за дверью уже наготове оперативники с наручниками.
Широко использовался подобный «оперативный эксперимент» сотрудниками одного из ключевых подразделений МВД – ГУЭБиПК во главе с молодым и амбициозным генералом Денисом Сугробовым. Использовался до тех пор, пока парни не вообразили себя столь крутыми, что в 2014 г. решили взять в разработку… руководящих сотрудников Управления собственной безопасности ФСБ РФ. Согласно материалам уголовного дела взятка была предложена сотруднику ФСБ агентом в корзинке для хлеба во время беседы в одном из кафе на Покровке. Через мгновение агент был арестован.
Вскоре за решеткой оказались несколько руководителей ГУЭБиПК во главе с самим генерал-лейтенантом Сугробовым, до того претендовавшим на самые высокие должности в МВД РФ. Быстро выяснилось, что страстные борцы со взятками являются владельцами дорогой недвижимости и очень-очень не бедными людьми (видимо, и на госслужбе можно неплохо зарабатывать).
Но самое интересное, что в ходе обысков, проведенных у сотрудников Сугробова, были обнаружены многочисленные фальсифицированные аудиозаписи по уголовным делам, которыми они занимались. И то, что раньше оперативники ГУЭБиПК именовали «оперативным экспериментом», следователи, работающие по уголовному делу, не могли квалифицировать иначе как преступление – провокацию взятки. Из тюрем потихоньку стали выпускать невинных сидельцев: их оказалось более двух десятков!
И если вдруг адвокату по взяткам покажется, что уголовное дело его доверителя безнадежно проиграно, он должен вспомнить эту показательную историю и продолжать борьбу за своего подзащитного с удвоенной энергией.