Тактика защиты адвокатом при недопустимых методах воздействия по отношению к подозреваемому (обвиняемому)
Данная проблема появляется уже при посещении подзащитным помещения правоохранительных органов и встречи со следователем или лицом, ведущим доследственную проверку. Отечественная система проведения дознания и предварительного следствия помимо всего прочего, давление и принуждение на подозреваемых, обвиняемых с целью дачи ими показаний. Это могут быть угрозы, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание. Не все лица, производящие дознание или ведущие предварительное следствие, грешат использованием незаконных методов воздействия на обвиняемого или подозреваемого. Но такие факты имеют место и задача адвоката на первоначальном этапе расследования либо проведения до следственной проверки сберечь от них своего подзащитного. Есть ли у адвоката в настоящее время законные способы это сделать? С уверенностью можно утверждать, что есть такие законные способы.
Зачастую, ситуация, при которой к подозреваемому либо обвиняемому применяются незаконные методы воздействия, складывается по стандартной схеме. Лицо, которое подозревается в совершении какого-либо преступления, доставляется в помещение правоохранительного органа. Там он имеет беседу с дознавателем, оперуполномоченным, следователем или иным представителем власти. Если он признает свою вину в совершенном преступном деянии, у него отбирается объяснение, он может быть задержан, следователем возбуждается уголовное дело (если ранее оно не было уже возбуждено по факту совершения преступления) и своим ходом идет предварительное следствие.
Для следователя, проводящего расследование, важно, чтобы сведения, сообщенные в объяснении, были отражены и в протоколе допроса подозреваемого либо обвиняемого с участием адвоката, так как показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, и не подтвержденные обвиняемым, подозреваемым в суде, относятся к недопустимым доказательствам в силу п. 2 ч. 2 ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса РФ. И… работники милиции во время проведения допроса в присутствии адвоката не имеют возможности применять к подозреваемому, обвиняемому незаконные методы воздействия. Но при необходимости данная уголовно-процессуальная норма обходится со стороны работников милиции. Решение данной задачи сотрудники милиции нашли очень простой. . Момент дачи показаний под протокольную запись следователя и момент применения незаконных методов воздействия на подозреваемого проводятся в различное время. Выглядит это следующим образом. Лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении какого-либо преступления, но будучи невиновным либо по иным причинам не желающее давать признательные показания, на что имеет полное право, подвергается незаконным методам (психологическое, физическое воздействие) со стороны сотрудника правоохранительного органа, например оперуполномоченного уголовного розыска. По окончании этого мероприятия лицу максимально доходчиво разъясняется, что сейчас он будет доставлен на допрос к следователю. В процессе допроса будет участвовать адвокат, однако адвоката слушать не следует, а следует дать такие показания, которые нужны следователю. Если подозреваемый или обвиняемый не знает, какие именно он должен будет дать показания, этот пробел восполняется лекцией оперуполномоченного об обстоятельствах совершенного преступления и роли, которую якобы исполнял подозреваемый, обвиняемый. При этом обвиняемому, дается понять, что адвокат по окончании допроса отбудет в сторону своего офиса, а он, подозреваемый, может вновь попасть к оперуполномоченному и если, если следователь не будет доволен результатами допроса, беседа будет продолжена опять, опять же с применением незаконных методов давления. В результате, как правило, подозреваемый, обвиняемый в присутствии адвоката дает признательные показания следователю, не пробуя даже сообщить адвокату о том, что к нему применялись пытки, угрозы, побои и т.п. методы.
Однако адвокат может найти выход из этой ситуации. Согласно положениям п. 9 ч. 4 ст. 47 УПК РФ обвиняемый вправе иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности. В случае если адвокат получил от своего подзащитного информацию о том, что к нему применялись либо будут применяться в случае дачи им показаний, отличающихся от позиции следствия, незаконные методы принуждения, он может заявить ходатайство перед лицом, ведущим следствие либо дознание, о предоставлении свидания с подзащитным. Так как продолжительность такого свидания ограничена быть не может, то адвокат сможет постоянно контролировать физическую и психологическую неприкосновенность своего подзащитного. В случае необходимости проведения следственных действий свидание может быть прервано, адвокат, не прерывая контакта со своим подзащитным, участвует в проведении следственного действия, затем свидание может быть продолжено.
Использование данного тактического приема ограничено лишь физическими возможностями адвоката. Это ограничение может быть снято путем привлечения к защите не одного, а нескольких защитников, желательно из числа одного адвокатского образования.
Необходимо упомянуть и то обстоятельство, что адвокат должен иметь при себе как минимум диктофон и элементы питания. Без диктофона его присутствие около подзащитного может оказаться пустой тратой времени защитника и финансовых средств подзащитного, так как в случае незаконных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов каких-либо вещественных доказательств адвокатом представлено в соответствующие органы при обжаловании не будет, следовательно, и результата обжалования не будет .
Так же рассмотрим вариант построения системы защиты адвокатом в случае угрозы применения в отношении его подзащитного незаконных методов принуждения к даче показаний необходимо отметить, что права подозреваемого по действующему УПК РФ несколько уже прав обвиняемого. Так, п. 3 ч. 4 ст. 46 дает право подозреваемому на свидания с защитником наедине и конфиденциально, не упоминая, как вышеприведенная норма ст. 47 УПК РФ, о запрете ограничения их продолжительности. Из этого можно сделать вывод о том, что, опираясь на УПК РФ, тактику можно реализовать лишь при защите лица, имеющего статус обвиняемого. В том случае, если налицо угроза применения незаконных методов склонения к даче показаний в отношении подозреваемого, адвокат должен обосновывать свое право на свидание без ограничения его продолжительности положениями п. 5 ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которая дает право беспрепятственно встречаться адвокату со своим доверителем наедине без ограничения продолжительности свиданий, не проводя различия между подозреваемым и обвиняемым.